"Это нас расстроит, но не остановит". ©
На этой неделе дочитала наконец-то первую часть Саги и Форсайтах авторства Джон Голсуорси. Главной мотивацией купить её у меня были слова мамы: "там интересно - он описывает историю нескольких поколений целой семьи". Мысль об этом привела меня в восторг, так как это очень напоминало "Богача, бедняка" Ирвина Шоу. Только если Шоу описывает 1940-1970 годы, то Голсуорси пишет о конце девятнадцатого века, и в центре повествования другие социальные конфликты, моральные устои. Это время романтики, когда юноши дарят девушкам цветы из петлицы своих пиджаков, а девушки - свои платки. Когда любят взглядами, мимолётными прикосновениями пальцев рук. Шоу в этом плане, безусловно, во многом отличается - и первые главы его романа впервые были опубликованы в журнале Playboy, хотя ничего такого там, право, не было)) Кроме этого, он больший упор делает на развитие персонажей, и в этом плане мне очень импонирует. Вместе с тем, Голсуорси было также интересно читать, иногда именно такой атмосферы и не хватает.
Начинается история с части "Собственник". Я аж прыснула, когда прочитала это название. Было что-то в этом знаковое - в последнее время заметила, что книги как-то попадаются очень вовремя, довольно гладко накладываются на некоторые события моей жизни, настроение, отчасти мировоззрение.
Итак, история повествует нам о семье Форсайтов. Форсайты - это аристократическая, богатая семья, фактически, олицетворяющая весь верхний слой тогдашней Англии. Главная отличительная черта этого класса - собственничество, проявляющееся как в отношении людей, так и в отношении чего-то материального. В центре событий оказывается юная девушка Джун и её жених - архитектор Филипп из бедного сословия, кузен Джун - Сомс и его жена Ирэн, тоже из другого социального класса.
Автор акцентирует внимание на мировоззрении двух разных слоёв общества. Форсайты были более практичные, зачастую циничные, в то время как более бедное сословие смотрело на мир "творчески", видя его по-другому. В этом плане примечателен ещё один герой - Джолион, отец Джун, который изменил её матери, уйдя к другой женщине, и был... в каком-то смысле отрешен от семьи, лишён материальной поддержки, и в итоге соединил в себе два взгляда на жизнь - "форсайтский" и "поэтический".
Казалось бы, на этом фоне аристократы должны выглядеть менее привлекательно (по крайней мере, для меня), но на самом деле это не так.
Жизнь Сомса и Ирэн не ладится. Сомс - типичный собственник, больший, чем кто-либо в его семье. Для описания его характера отлично подходит социотип Максима Горького, но это не выглядит мило в данной ситуации, он скорее кажется "пассивно-агрессивным деспотом". Ирэн, в свою очередь, не любит его, да и не любила никогда, а на вопрос, зачем же она тогда вышла за него замуж, отвечает загадочной улыбкой. Встретив Филиппа, жениха своей лучшей подруги Джун, она влюбляется в него. Филипп охотно отвечает на её чувства.
Эту ситуацию можно было бы понять, простить и принять, но этик во мне вопит не своим голосом по нескольким моментам:
1. Своими действиями Ирэн фактически уводит Филиппа от Джун, и в этом НИКАК не раскаивается;
2. Филипп от своей любовницы ничем не отличается, икладёт на эту проблему всё, что только можно, то есть никак не реагирует на страдания своей избранницы.
Джун сама по себе девушка дерзкая (порой даже слишком), смелая, с мнением окружающих никак не считающаяся, но цепенеющая в этой ситуации, в силу времени и своих чувств к Филиппу ничего не могущая сделать. Несмотря на всё перечисленное, у неё большое доброе сердце, и в этой ситуации она больше похожа на собаку, смотрящую на Фила как на хозяина. Мне особенно её жаль, когда я понимаю, что в детстве её бросил отец, а в отрочестве - жених.
Автор пишет так, чтобы мы хотели сочувствовать Ирэн и Филиппу, ведь они не могут быть вместе, а Сомс терроризирует и ту, и другого. Но мы не хотим. Точнее... Сомс творит ужасные вещи. Он подаёт на Филиппа в суд, который в случае поражения Филиппа оставит его без гроша за душой, и... как собственник, берёт своё, а то есть Ирэн против её воли - в буквальном смысле. Это непростительно. Ирэн в данном случае, как жар-птица в клетке, и, возможно, в такой ситуации человек действительно забывает всё "человечное". Встречаясь с Джун в квартире Филиппа, когда та приходит для разговора с ним, Ирэн смеётся в ответ на слёзы Джун, чем приводит меня в гнев. Это раздражение усиливается, когда все, в том числе отец и дед Джун, робеют перед Ирэн, не видя ничего, кроме её красоты, превознося её.
Обида за Джун усиливается ещё и тем, что Филипп, как-то встретив её на улице просто приподнимает шляпу в знак приветствия и проходит мимо.
Всё это приводит меня к мысли, что когда мораль подкрепляется только тем, "что люди подумают", люди в какой-то мере "нищают" в духовном плане. То есть... они не думают сами. Не чувствуют сами. И оттого такая реакция.
Джун, которая в свою очередь, идёт напролом, против общественного мнения и осуждения, чувствует больше. И чутче. И потому из всех героев на мой взгляд больше всего счастья заслуживает она.
"...Да, продолжала Джун, ей совершенно все равно; какое кому дело? Но ей бы хотелось только одного, — и, чувствуя, как она прижимается щекой к его коленям, старый Джолион понял, что тут дело нешуточное. Раз уж он решил купить дом за городом, пусть купит — ну, ради неё — этот замечательный дом Сомса в Робин-Хилле. Он совсем готов, он просто великолепный, и все равно там никто не будет жить теперь. Как им хорошо будет в Робин-Хилле!
Если бы только дедушка купил дом и заплатил по этому злополучному иску, которого никто не смел предъявлять Филу! Это самое лучшее, что можно придумать, тогда все, все уладится.
И Джун прижалась губами ко лбу деда и крепко поцеловала его.
читать дальше
— А ты знаешь, какие идут разговоры? — медленно сказал он.
Джун вспыхнула.
— Да… нет! Знаю… нет, не знаю, мне всё равно!
И она топнула ногой.
— Мне кажется, — сказал старый Джолион, опустив глаза, — что он тебе и мёртвый будет нужен".
Преданная, верная, храбрая, на такую героиню хочется равняться.
Если говорить в целом о сюжете, он немного затянут. Кульминации вспыхивают, как молнии во время грозы, и иногда промежуток между ними хотелось бы сократить. Но получив новый сюжетный поворот, ты снова заинтригована, и снова глотаешь страницу за страницей. Думаю, автор в данном случае хотел показать, что кульминации в книге, как и в жизни - их много, и они не всегда происходят равномерно. Наверное, как-то так.
В этом плане Шоу мне всё-таки нравится больше, потому что он писал больше "по делу", не уделяя столько времени страданиям героев и их размышлениям по проблеме. У него было больше действий, поступков, диалогов.
Пару дней назад я начала второй том "Саги". Хочу закончить его до июня, чтобы в отпуск взять другую книгу, да и не дело это - столько книгу мучать. Отчасти поэтому тоже посчитала её затянутой - сама слишком затянула её.
Начинается история с части "Собственник". Я аж прыснула, когда прочитала это название. Было что-то в этом знаковое - в последнее время заметила, что книги как-то попадаются очень вовремя, довольно гладко накладываются на некоторые события моей жизни, настроение, отчасти мировоззрение.
Итак, история повествует нам о семье Форсайтов. Форсайты - это аристократическая, богатая семья, фактически, олицетворяющая весь верхний слой тогдашней Англии. Главная отличительная черта этого класса - собственничество, проявляющееся как в отношении людей, так и в отношении чего-то материального. В центре событий оказывается юная девушка Джун и её жених - архитектор Филипп из бедного сословия, кузен Джун - Сомс и его жена Ирэн, тоже из другого социального класса.
Автор акцентирует внимание на мировоззрении двух разных слоёв общества. Форсайты были более практичные, зачастую циничные, в то время как более бедное сословие смотрело на мир "творчески", видя его по-другому. В этом плане примечателен ещё один герой - Джолион, отец Джун, который изменил её матери, уйдя к другой женщине, и был... в каком-то смысле отрешен от семьи, лишён материальной поддержки, и в итоге соединил в себе два взгляда на жизнь - "форсайтский" и "поэтический".
Казалось бы, на этом фоне аристократы должны выглядеть менее привлекательно (по крайней мере, для меня), но на самом деле это не так.
Жизнь Сомса и Ирэн не ладится. Сомс - типичный собственник, больший, чем кто-либо в его семье. Для описания его характера отлично подходит социотип Максима Горького, но это не выглядит мило в данной ситуации, он скорее кажется "пассивно-агрессивным деспотом". Ирэн, в свою очередь, не любит его, да и не любила никогда, а на вопрос, зачем же она тогда вышла за него замуж, отвечает загадочной улыбкой. Встретив Филиппа, жениха своей лучшей подруги Джун, она влюбляется в него. Филипп охотно отвечает на её чувства.
Эту ситуацию можно было бы понять, простить и принять, но этик во мне вопит не своим голосом по нескольким моментам:
1. Своими действиями Ирэн фактически уводит Филиппа от Джун, и в этом НИКАК не раскаивается;
2. Филипп от своей любовницы ничем не отличается, и
Джун сама по себе девушка дерзкая (порой даже слишком), смелая, с мнением окружающих никак не считающаяся, но цепенеющая в этой ситуации, в силу времени и своих чувств к Филиппу ничего не могущая сделать. Несмотря на всё перечисленное, у неё большое доброе сердце, и в этой ситуации она больше похожа на собаку, смотрящую на Фила как на хозяина. Мне особенно её жаль, когда я понимаю, что в детстве её бросил отец, а в отрочестве - жених.
Автор пишет так, чтобы мы хотели сочувствовать Ирэн и Филиппу, ведь они не могут быть вместе, а Сомс терроризирует и ту, и другого. Но мы не хотим. Точнее... Сомс творит ужасные вещи. Он подаёт на Филиппа в суд, который в случае поражения Филиппа оставит его без гроша за душой, и... как собственник, берёт своё, а то есть Ирэн против её воли - в буквальном смысле. Это непростительно. Ирэн в данном случае, как жар-птица в клетке, и, возможно, в такой ситуации человек действительно забывает всё "человечное". Встречаясь с Джун в квартире Филиппа, когда та приходит для разговора с ним, Ирэн смеётся в ответ на слёзы Джун, чем приводит меня в гнев. Это раздражение усиливается, когда все, в том числе отец и дед Джун, робеют перед Ирэн, не видя ничего, кроме её красоты, превознося её.
Обида за Джун усиливается ещё и тем, что Филипп, как-то встретив её на улице просто приподнимает шляпу в знак приветствия и проходит мимо.
Всё это приводит меня к мысли, что когда мораль подкрепляется только тем, "что люди подумают", люди в какой-то мере "нищают" в духовном плане. То есть... они не думают сами. Не чувствуют сами. И оттого такая реакция.
Джун, которая в свою очередь, идёт напролом, против общественного мнения и осуждения, чувствует больше. И чутче. И потому из всех героев на мой взгляд больше всего счастья заслуживает она.
"...Да, продолжала Джун, ей совершенно все равно; какое кому дело? Но ей бы хотелось только одного, — и, чувствуя, как она прижимается щекой к его коленям, старый Джолион понял, что тут дело нешуточное. Раз уж он решил купить дом за городом, пусть купит — ну, ради неё — этот замечательный дом Сомса в Робин-Хилле. Он совсем готов, он просто великолепный, и все равно там никто не будет жить теперь. Как им хорошо будет в Робин-Хилле!
Если бы только дедушка купил дом и заплатил по этому злополучному иску, которого никто не смел предъявлять Филу! Это самое лучшее, что можно придумать, тогда все, все уладится.
И Джун прижалась губами ко лбу деда и крепко поцеловала его.
читать дальше
— А ты знаешь, какие идут разговоры? — медленно сказал он.
Джун вспыхнула.
— Да… нет! Знаю… нет, не знаю, мне всё равно!
И она топнула ногой.
— Мне кажется, — сказал старый Джолион, опустив глаза, — что он тебе и мёртвый будет нужен".
Преданная, верная, храбрая, на такую героиню хочется равняться.
Если говорить в целом о сюжете, он немного затянут. Кульминации вспыхивают, как молнии во время грозы, и иногда промежуток между ними хотелось бы сократить. Но получив новый сюжетный поворот, ты снова заинтригована, и снова глотаешь страницу за страницей. Думаю, автор в данном случае хотел показать, что кульминации в книге, как и в жизни - их много, и они не всегда происходят равномерно. Наверное, как-то так.
В этом плане Шоу мне всё-таки нравится больше, потому что он писал больше "по делу", не уделяя столько времени страданиям героев и их размышлениям по проблеме. У него было больше действий, поступков, диалогов.
Пару дней назад я начала второй том "Саги". Хочу закончить его до июня, чтобы в отпуск взять другую книгу, да и не дело это - столько книгу мучать. Отчасти поэтому тоже посчитала её затянутой - сама слишком затянула её.