"Это нас расстроит, но не остановит". ©
На этой неделе дочитала наконец-то первую часть Саги и Форсайтах авторства Джон Голсуорси. Главной мотивацией купить её у меня были слова мамы: "там интересно - он описывает историю нескольких поколений целой семьи". Мысль об этом привела меня в восторг, так как это очень напоминало "Богача, бедняка" Ирвина Шоу. Только если Шоу описывает 1940-1970 годы, то Голсуорси пишет о конце девятнадцатого века, и в центре повествования другие социальные конфликты, моральные устои. Это время романтики, когда юноши дарят девушкам цветы из петлицы своих пиджаков, а девушки - свои платки. Когда любят взглядами, мимолётными прикосновениями пальцев рук. Шоу в этом плане, безусловно, во многом отличается - и первые главы его романа впервые были опубликованы в журнале Playboy, хотя ничего такого там, право, не было)) Кроме этого, он больший упор делает на развитие персонажей, и в этом плане мне очень импонирует. Вместе с тем, Голсуорси было также интересно читать, иногда именно такой атмосферы и не хватает.
Начинается история с части "Собственник". Я аж прыснула, когда прочитала это название. Было что-то в этом знаковое - в последнее время заметила, что книги как-то попадаются очень вовремя, довольно гладко накладываются на некоторые события моей жизни, настроение, отчасти мировоззрение.
Итак, история повествует нам о семье Форсайтов. Форсайты - это аристократическая, богатая семья, фактически, олицетворяющая весь верхний слой тогдашней Англии. Главная отличительная черта этого класса - собственничество, проявляющееся как в отношении людей, так и в отношении чего-то материального. В центре событий оказывается юная девушка Джун и её жених - архитектор Филипп из бедного сословия, кузен Джун - Сомс и его жена Ирэн, тоже из другого социального класса.
Автор акцентирует внимание на мировоззрении двух разных слоёв общества. Форсайты были более практичные, зачастую циничные, в то время как более бедное сословие смотрело на мир "творчески", видя его по-другому. В этом плане примечателен ещё один герой - Джолион, отец Джун, который изменил её матери, уйдя к другой женщине, и был... в каком-то смысле отрешен от семьи, лишён материальной поддержки, и в итоге соединил в себе два взгляда на жизнь - "форсайтский" и "поэтический".
Казалось бы, на этом фоне аристократы должны выглядеть менее привлекательно (по крайней мере, для меня), но на самом деле это не так.
Жизнь Сомса и Ирэн не ладится. Сомс - типичный собственник, больший, чем кто-либо в его семье. Для описания его характера отлично подходит социотип Максима Горького, но это не выглядит мило в данной ситуации, он скорее кажется "пассивно-агрессивным деспотом". Ирэн, в свою очередь, не любит его, да и не любила никогда, а на вопрос, зачем же она тогда вышла за него замуж, отвечает загадочной улыбкой. Встретив Филиппа, жениха своей лучшей подруги Джун, она влюбляется в него. Филипп охотно отвечает на её чувства.
Эту ситуацию можно было бы понять, простить и принять, но этик во мне вопит не своим голосом по нескольким моментам:
1. Своими действиями Ирэн фактически уводит Филиппа от Джун, и в этом НИКАК не раскаивается;
2. Филипп от своей любовницы ничем не отличается, и кладёт на эту проблему всё, что только можно, то есть никак не реагирует на страдания своей избранницы.
Джун сама по себе девушка дерзкая (порой даже слишком), смелая, с мнением окружающих никак не считающаяся, но цепенеющая в этой ситуации, в силу времени и своих чувств к Филиппу ничего не могущая сделать. Несмотря на всё перечисленное, у неё большое доброе сердце, и в этой ситуации она больше похожа на собаку, смотрящую на Фила как на хозяина. Мне особенно её жаль, когда я понимаю, что в детстве её бросил отец, а в отрочестве - жених.
Автор пишет так, чтобы мы хотели сочувствовать Ирэн и Филиппу, ведь они не могут быть вместе, а Сомс терроризирует и ту, и другого. Но мы не хотим. Точнее... Сомс творит ужасные вещи. Он подаёт на Филиппа в суд, который в случае поражения Филиппа оставит его без гроша за душой, и... как собственник, берёт своё, а то есть Ирэн против её воли - в буквальном смысле. Это непростительно. Ирэн в данном случае, как жар-птица в клетке, и, возможно, в такой ситуации человек действительно забывает всё "человечное". Встречаясь с Джун в квартире Филиппа, когда та приходит для разговора с ним, Ирэн смеётся в ответ на слёзы Джун, чем приводит меня в гнев. Это раздражение усиливается, когда все, в том числе отец и дед Джун, робеют перед Ирэн, не видя ничего, кроме её красоты, превознося её.
Обида за Джун усиливается ещё и тем, что Филипп, как-то встретив её на улице просто приподнимает шляпу в знак приветствия и проходит мимо.
Всё это приводит меня к мысли, что когда мораль подкрепляется только тем, "что люди подумают", люди в какой-то мере "нищают" в духовном плане. То есть... они не думают сами. Не чувствуют сами. И оттого такая реакция.
Джун, которая в свою очередь, идёт напролом, против общественного мнения и осуждения, чувствует больше. И чутче. И потому из всех героев на мой взгляд больше всего счастья заслуживает она.
"...Да, продолжала Джун, ей совершенно все равно; какое кому дело? Но ей бы хотелось только одного, — и, чувствуя, как она прижимается щекой к его коленям, старый Джолион понял, что тут дело нешуточное. Раз уж он решил купить дом за городом, пусть купит — ну, ради неё — этот замечательный дом Сомса в Робин-Хилле. Он совсем готов, он просто великолепный, и все равно там никто не будет жить теперь. Как им хорошо будет в Робин-Хилле!
Если бы только дедушка купил дом и заплатил по этому злополучному иску, которого никто не смел предъявлять Филу! Это самое лучшее, что можно придумать, тогда все, все уладится.
И Джун прижалась губами ко лбу деда и крепко поцеловала его.
читать дальше
— А ты знаешь, какие идут разговоры? — медленно сказал он.
Джун вспыхнула.
— Да… нет! Знаю… нет, не знаю, мне всё равно!
И она топнула ногой.
— Мне кажется, — сказал старый Джолион, опустив глаза, — что он тебе и мёртвый будет нужен".

Преданная, верная, храбрая, на такую героиню хочется равняться.
Если говорить в целом о сюжете, он немного затянут. Кульминации вспыхивают, как молнии во время грозы, и иногда промежуток между ними хотелось бы сократить. Но получив новый сюжетный поворот, ты снова заинтригована, и снова глотаешь страницу за страницей. Думаю, автор в данном случае хотел показать, что кульминации в книге, как и в жизни - их много, и они не всегда происходят равномерно. Наверное, как-то так.
В этом плане Шоу мне всё-таки нравится больше, потому что он писал больше "по делу", не уделяя столько времени страданиям героев и их размышлениям по проблеме. У него было больше действий, поступков, диалогов.
Пару дней назад я начала второй том "Саги". Хочу закончить его до июня, чтобы в отпуск взять другую книгу, да и не дело это - столько книгу мучать. Отчасти поэтому тоже посчитала её затянутой - сама слишком затянула её.

@темы: Книги